О Святителе Митрофане Воронежском Печать
24.04.2015 22:15

На нашем с вами веку мы не раз были свидетелями того, как рушатся и дробятся государства, разъединяются народы, крушатся и оскверняются памятники, уничтожаются документы, подменяются ценности, переписывается история.

 

Концепция воссоздания церкви Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, разработанная "Архитектурным бюро "Литейная часть-91", раздел Исторические фотографии

 

Ужасная участь постигла и Храм Св.Митрофана Воронежского, который сравняли с землей в советское время. В связи с тем, что принято решение о восстановлении этого Храма в Санкт- Петербурге на его историческом месте, мне хочется сказать несколько слов о прославлении и канонизации Чудотворца, в честь которого Храм был освящен.
Когда в Российском Государственном Историческом Архиве я занималась поиском первоисточников, касающихся Воронежского Митрофанова монастыря, просуществовавшего около 100 лет и уничтоженного во времена богоборничества, мне посчастливилось прикоснуться ко многим историческим документам. Я обращу ваше внимание на некоторые из них.

Во-первых, секретное письмо от 18 декабря 1831 г. Епископа Воронежского и Задонского Антония обер-прокурору князю Сергею Петровичу Мещерскому об обретении нетленных мощей Преосвященного Митрофана. В этом же письме Епископ Антоний приводит слова из книги Митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), изданной в 1800 г., о том, что «тело Преосвященного Митрофана при двукратном перенесении оказывалось невредимым», и что «святая жизнь сего Пастыря во все прошедшее столетие была многими уважаема», богомольцы из многих Российских городов отправляли при гробе панихиды и исцеления получали (ф.797,оп.3, дело № 10253, л.35).

Имеется секретный документ от 4 января 1832г., подписанный Мещерским, обращенный к Николаю I (ф.797, оп.3, дело № 10253, лл.38-39). «При Великом Предке Вашего Императорского Величества Петре I посвящен был первым Архиереем в Воронеже Епископ Митрофан, …о благочестивой жизни коего доныне сохраняется память между жителями того края. ГОСУДАРЬ имел к сему Архипастырю особенное уважение и любовь. Две Грамоты от ЦАРСКОГО имени свидетельствуют о благодарности ЕГО за многократные, значительные приношения, сделанные Преосвященным Митрофаном на ратных во время Турецкой войны. ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ угодно было находиться и при его погребении (в 1703 году). Желая воздать последнюю честь досточтимому Пастырю, ОН сам понес тело его на раменах Своих, вместе с первыми Сановниками, до самой могилы в Соборной Архангельской церкви. Повествуется, что ГОСУДАРЬ, растроганный сею потерею, сказал окружавшим: «Не осталось у Меня такого Святого Старца». (О сем упоминается…в надписи на духовном завещании Епископа Митрофана, которое хранится в Патриаршей ризнице)» (Ныне эта рукопись, датируемая 1694-1696гг., находится в Государственном Историческом Музее в Москве.-О.П.)


Сам Государь и Святейший Правительствующий Синод подписывали документы, принимая решения по вопросу канонизации Преосвященного Митрофана. В Деле Канцелярии , которое называется «Об особенном почитании, оказываемом гражданами города Воронежа к памяти покойного Епископа Митрофана, и приписываемых ему «чудесных исцелениях» (Ф. 797, оп.3, дело № 10253, л.79) находится секретное письмо Епископа Антония Обер-Прокурору, в котором он сообщает об открытии в Воронеже в 1832 г. «духовной комиссии для освидетельствования тела Преосвященного Митрофана и допроса лиц, получивших чудесные исцеления». (Надо отметить, что Епископ Антоний неоднократно доносил Синоду о том, что он записывает случаи исцеления , когда его об этом настоятельно просят благодарные излечившиеся богомольцы или их родные.)

По результатам работы комиссии был сделан доклад и составлена «Краткая записка об исцелениях, приписываемых заступлению Святителя Митрофана и ознаменованных во многих случаях явлениями его и другими чудесными событиями» с описанием 37 случаев. В Указе Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода от 10 июля 1832 года говорится по этому поводу: « …пригласив людей, испытавших на себе, или видевших на домочадцах своих спасительные действия от благоговейного почитания памяти сего Пастыря и призывания его на помощь, собрали от них под присягою и за рукоприкладством каждого подтвердительныя о том показания. Ныне, по получении от сей следственной Комиссии подлинных достовернейших свидетельств о тех чудесных явлениях, вместе с точным описанием, в сколь нетленном состоянии обретены смертные останки Святителя Митрофана, преданные земле слишком за 128 лет сим, и по разсмотрении сего важнаго предмета со всем возможным тщанием, Синод в полном убеждении истины, воздав хвалу Богу, дивному во Святых Своих, и через молитвы и заступления их присно благодеющему твердой в праотеческом православии Российской Державе, мнением полагает:
    Тело Воронежского Епископа Митрофана, в Схимонасех Макария, признать за мощи несомнительно Святыя.
    Изнеся оныя с подобающею честию из подземнаго склепа в Кафедральный Благовещенский Собор, положить в приличном и открытом месте для общаго поклонения.
    Службу Преосвященному Митрофану отправлять общую, положенную Святителям, пока не будет составлена и Синодом одобрена особая ему служба.
    Память сего Святителя праздновать в день представления его, 23 ноября.
    Объявить о сем во всенародное известие Указами Синода.
» (Ф.797, оп.3, дело № 10253, л.88-102).

Имеется свидетельство о том, что через месяц после этого Указа, в августе 1832 года, «Государь Император высочайше повелить соизволил» отправить покров из золотой парчи на мощи Святителя Митрофана ( Ф.797, оп. 3, дело № 10253, л.113).

Вот строки из Доклада Синода Императору (в Петергофе, 1 августа 1836 года): «С того времени, когда Господь Бог благо изволил прославить угодника своего Святителя Митрофана, перваго Епископа Воронежскаго - тамошний Кафедральный Благовещенский Собор соделался местом безпрерывного собрания Благочестивых посетителей, верующих чудесным явлениям силы Божией; сюда стекаются во множестве почти из всех областей Империи всякого состояния люди …с надеждою снискать уврачевания своих недугов; и ложе Праведного потребовало окрест себя более приличного устройства в Духовном чине, большей важности и благолепия в Богослужении.
Архиепископ Воронежский, следуя сему побуждению и вместе общему желанию жителей города Воронежа, представил Синоду учреждение там Мужского Монастыря. То же самое желание Воронежских жителей сообщено Синоду Министром Внутренних дел.
»

Синод вынес на рассмотрение Императора предложение: «Дабы месту, столь прославленному Святыми Мощами нового Чудотворца, придать приличную важность и благолепие, а вместе с тем и удовлетворить благочестивому желанию Воронежских жителей, учредить при нынешнем Благовещенском Соборе мужской Монастырь.» (Ф.796, Оп.115, дело №317, стр.17-19).

Последующим Указом Николая I от 1 августа 1836 года первоклассный Митрофанов Благовещенский Монастырь был учрежден.
На праздновании в честь этого события после церковного тожества Архиепископ благословил под открытым небом обильную трапезу для нескольких тысяч убогих поклонников, усердно притекших к Святителю Митрофану.

Святитель Митрофан Воронежский Чудотворец


В «Описании торжества Ворнежския Церкви при открытии Митрофанова Монастыря» Антоний, Архиепископ Воронежский и Задонский, пишет: «Благословен Бог, толико промышляяй о возлюбленной ему России! Учреждение Монастыря в честь новоявленного Воронежскаго Чудотворца есть такое действие благодати Божией, в коем заключается торжество не только для Воронежския Церкви; но и для всея России, которая достойно и праведно может являться безпримерным благочестием Венценосных своих Монархов, а наипаче благочестием ныне Царствующаго Монарха Николая I, во дни Коего совершаются дивные дела Божии, как в политическом, так и в нравственном духовном отношении.» (Ф.797, Оп.87, дело №110). Стр.7)

Хотелось бы, чтобы и мы своими делами, в политическом и нравственном духовном отношении, были примером для потомков и сумели донести до следующих поколений истинные ценности. Наша задача - уважать свою историю, не дать забыть прошлое, восстанавливать и сохранять память о людях, служивших Вере и Отечеству.

Поликарпова Ольга, прихожанка прихода храма Святителя Митрофана Воронежского на Митрофаньевском кладбище.

 

Концепция воссоздания церкви Святителя Митрофана Воронежского Чудотворца, на Митрофаньевском кладбище Санкт-Петербурга