Волковское кладбище
Баннер

Вход на сайт

Поиск по сайту

Баннер
В память о репрессированных казаках PDF Печать E-mail
25.03.2014 19:06
При том, что Санкт-Петербург не являлся землей традиционного проживания казаков, до 1917 года именно Санкт-Петербург, являлся не только столицей Российской империи, но и столицей казачества России. В нашем городе находился центральный штаб казачьих войск, а так же Его Императорского Величества конвой и Лейб-гвардии атаманский полк. ЕИВ конвой формировался из самых лучших казаков терского и кубанского казачьих войск, а лейб-гвардии атаманский полк из специально отобранных казаков донского и уральского казачьих войск. Именно из Санкт-Петербурга эти два подразделения уходили на действующие фронты и несли службу на территории столицы. Политика расказачивания была начата большевиками с принятием 11 (24) ноября 1917 года декрета ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и постановления СНК от 9 (22) декабря 1917 года: началась ликвидация сословных перегородок и повинностей казаков, постепенно превратившаяся в истребление казаков. Довольно часто это связывают также с директивой Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 года подписанной Лениным, Свердловым и Цюрюпой:

Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б)

об отношении к казакам

24 января 1919 г.

Циркулярно. Секретно.

Последние события на различных фронтах в казачьих районах - наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск - заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.

4. Уравнять пришлых "иногородних" к казакам в земельном, и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Центральный Комитет РКП

РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.4. Д.7. Л.5; Ф.17. Оп.65. Д.35. Л.216. Машинописный экз.

 

 

По разным оценкам за первый год советской власти с 1917 по 1918 год, и это еще до, подписания директивы, было уничтожено от 20 до 40 тысяч казаков. После упразднения сословий, оставшиеся в Санкт-Петербурге проживать казаки, уже ни кем, и ни как, не учитывались. Равно как и переехавшие в наш город в период с 1917 по 1953 года. Однако мы можем однозначно сказать, что на территории Санкт-Петербурга - Петрограда – Ленинграда, проживало несколько десятков, а может и сотен, казачьих семей. За периоды гонений и уничтожения казачества, непосредственно на территории Левашовской пустоши были уничтожены те самые казаки, из числа оставшихся в нашем городе после Октябрьской революции и переехавшие сюда в первый период Советской власти.

Проект поклонного креста репрессированным казакам на Левашовском мемориальном кладбище, выполненный Архитектурным бюро «Литейная часть - 91».
 

Здесь возникает важный, а так же, один из самых острых, вопрос, в современной России – Кто такие казаки? Это сословие, которое прекратило своё существование после соответствующих законов об упразднении сословий? Тогда, кто такие (согласно этой теории), казачки и казачата, которые уничтожались сотнями и тысячами, в период «расказачивания»? Или это субэтнос второго порядка, как считают некоторые современные юристы? Мы думаем, что в данном случае этот спор не к месту. Существовали, и существуют, по сей день, люди, которые называют себя и своих, жен и детей, отцов и матерей, казаками, казачками и казачатами, поют казачьи песни, живут казачьей жизнью, и хранят память о своих славных предках. И именно эти люди, которые уже к 1937 году не имели, документов, принадлежность которых определяла бы их сопричастность к казачеству России, были уничтожены на «просторах» ГУЛАГа, в том числе, и на территории Левашовской пустоши. Их имена известны Господу Богу, и пусть земля им будет пухом, а их дом будет - Царствие небесное. А наше дело, почтить память всех убиенных, причислявших себя к казачьему роду, и упокоение нашедших, на территории Левашовского мемориального кладбища, известного также под названием «Левашовская пустошь» — одном из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга — где захоронено около 45 тысяч жертв репрессий 1937—1953 гг.

Начальник штаба СПб ОКО «Казачья стража»

Подъесаул Юрченко Д.Э.