Волковское кладбище
Баннер

Вход на сайт

Поиск по сайту

Баннер
Свет на судьбу Митрофаньевского кладбища PDF Печать E-mail
10.04.2014 21:07

10 апреля 2014 года в Князь-Владимирском соборе на Петроградской стороне депутат Андрей Юрьевич Анохин передал настоятелю прихода храма святителя Митрофана Воронежского о.Максиму Косых документы из Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга, которые проливают свет на историю поруганного Митрофаньевского кладбища.

 

 

ЦГАИПД СПб предоставил Андрею Юрьевичу пять документов в которых упоминается Митрофаньевское кладбище, а именно:
- Выписка из постановления Президиума Ленинградского Совета от 21 февраля 1932 года "О приведении в порядок Ленинградских кладбищ";
- Обращение Калинина, К.Мартьяновой, Ивановского, Рубцова и др. к тов.Кирову от 12 апреля 1934 года;
- Протокол допросов А.С. Коровина и П.С. Святского произведённых Начальником Нарвского РайГоротделения - Туровским 9 мая 1934 года;
- Докладная записка от 10 мая 1934 года, подписанная пом.нач.СПО Мосевичем;
- Справка о разборе Митрофаньевского кладбища подписанная начальником Нарвского РГО Туровского в мае 1934 года.

 

 

"Выписка из постановления Президиума Ленинградского Совета от 21-го февраля 1932 г. "О приведении в порядок Ленинградских кладбищ".
2. В соответствии со сделанными уже в своё время оповещениями, не приведенные в порядок к 1 июня 1932 года надгробные украшения, решетки, памятники и т.д. считать бесхозяйственным имуществом.
3. Обязать Похоронный Трест с 1-го июня 1932 года начать работы по удалению бесхозяйственного имущества, мешающего благоустройству кладбищ и содержанию их в должном порядке.
Зам.Пред.Ленсовета: П.Горбунов.
Секретарь Ленсовета: Т.Назаренко."

 

 

"Тов.КИРОВ
Сообщаем Вам, что согласно Вашего распоряжения использовать для постройки Дома Совета Нарвского р-на, камень и мрамор с бесхозяйственных могил Митрофаниевского кладбища выполнено соответствующими организациями безобразно. Бесцельное, хулиганское разрушение охраняемых могил и памятников вызывает постоянный протест посещающих кладбище. На наши жалобы в Нарвском Совете и в Управление кладбищами /пр. Нахимова/ отвечают, что все делалось по приказанию тов.КИРОВА. Просим найти настоящих виновников и привлечь их к ответственности.
Подписи: Калинин, Е.Мартьянова, Ивановский, Рубцова и друг.
12 апреля 1934 г."

 


"Протокол допроса произведенного Нач-ком Нарвского РайГоротделения - ТУРОВСКИМ. От 9 мая 1934 г.
Гр-н КОРОВИН Александр Сергеевич, 1905 г., урож. г.Ленинграда, кр-н, русский, пр.Газа 37, кв.20, инспектор местных налогов Нарвск.Райсовета, женат, неимущий, образование - среднее, со слов не судился, со слов у белых не служил.
По существу дела показал:
В порядке продвижения вступив на должность инспектора Местных налогов и Госфондов, на основании предложения Треста Похоронного дела г.Ленинграда в сентябре м-це 1933 г. была создана комиссия по определению бесхоза на Митрофаниевском кладбище, в состав которой входили:
1. Председатель комиссии, представ.Треста Похор.дела т.МАЛЫШЕВ
2. От об-ва "Старый Петербург-Новый Ленинград" т.СМИРНОВ
3. Представитель треста Металлом т.ВОРОНКОВ
4. Представитель секции благоустройства Нарвского р-на т.БУДРИС
5. От Финсекции был я.
Основанием к созданию этой комиссии послужило постановление президиума Ленсовета от 21.11-32г., опубликованное в ВЛС №18 от 27.11-32г. В задачу комиссии входило:
I. Определить бесхозные могилы, на которых имеются памятники, надгробные кресты, решетки и т.д. Все перечисленное фиксировалось актом с указанием фамилий и инициалы умерших, а также и наименование имущества, подлежащего снятию. Подлинный акт находится в Финсекции, а копии розданы всем представителям комиссии в том числе тресту похоронного дела, на обязанности которого лежало следить по этому акту о правильности изъятия бесхоза. Такая же комиссия была и созвана Трестом Похорон.дела в 1933 г. 16 IX с надлежащими представителями, о чем также составлялся акт с подробным перечнем изъятия. На изъятие бесхозного мрамора договор заключен был с Гос.Мрам.Распил.заводом - Михайловский переул.4, с которым мною лично производился обмер каждой мраморной плиты или памятника в соответствии актов комиссии. В отношении железного лома, то это передавалось в 1932 г. Тресту Металлом, а в 1933 г. передачи не производилось, в ноябре м-це 1932 г. 25 куб.метр. бута передано ф-ке "Пролетарская Победа", в январе 1933г. передано было им 26 куб.метров. На все это был заключен договор и работы производились под наблюдением треста Похоронного дела.
Необходимо отметить, что в 1933 г. в IX м-це комиссией отмечались памятники видных деятелей искусства, как-то: Мей, Апполона-Григорьева и т.д., на которых ставился знак краской "О.Х.Р." на видном месте и говорилось об этом Тресту Похорон.Дело представителю, что все это надо прекратить, чтобы работы по изъятию производились участками дабы смотрителю кладбища легче было-бы следить за ними не допуская нарушений и повреждений могил охраняемых и посещаемых родственниками умерших.
Кроме работ производимых Мрамор.з-дом по распоряжению Пред.Райсовета тов.КИРЬЯНОВА снятие мрамора производилась постройкой Дома Советов, отношение №44 от 14.IV-33г. без заключения договора, какое количество было взято мрамора и какого мрамора ФинИнспекции не известно, т.к. производители этих работ не ставили в известность, только в разговоре с тов.САВЕЛЬЕВЫМ последним было заявлено мне, что по распоряжению тов.КИРОВА на постройку Дома Советов можно брать весь бесхоз, памятники мраморн. и т.д. В круг обязанностей Фининспекции следить за правильностью производства работ не входило, т.к. за этим следил Трест Похоронное Дело, как за хозным материалом так и бесхозным.
Подпись: Коровин.
Допросил: Нач.Нарвск. РГО - Туровский"

 

"Протокол допроса произведенного Нач-ком Нарвского РайГоротделения - ТУРОВСКИМ. От 9 мая 1934 г.
Гр-н СВЯТСКИЙ Павел Станиславович - 34г. урож.гор.Казань, сын мещанина, русский, гр-н СССР, прожив. Мойка 84, кв.4, Главный инженер 9 строительн. конторы Ленсовета, женат, не-имущий, образование высшее, б-п, судился в 1933г. по ст.III УК, у белых не служил - со слов.
По существу дела показал:
Для работ по отделке дома Советов Нарвского р-на требовался мрамор - лом, для фасадов и мозайки полов и серый гранит для  облицовки фасада. Для получения этих материалов было получено от Президиума Нарвского Райсовета разрешение брать этот материал с Митрофаньевского кладбища. На эту работу был выделен агент т.КОПЕНКОВ и в последствии т.ХАПУГИН. Разборке подлежали памятники бесхозные и неохраняемые об-вом "Старый Петербург - Новый Ленинград", на что было дано указание агентуре и памятники подлежащие разборке определялись особой комиссией, оформлением и расчетом за завезенный материал Постр.Управл.Горжилстройтреста расплачивался и оформлялся отдел.Снабжения т.ГУЛИН и ЦИПКИН. На неправильные действия агентуры поступили жалобы о том, что на дорогу вытащили плиту-памятник, сейчас не помню поэта или писателя. Было дано распоряжение, немедленно поставить на место эту плиту. Проверку этого сделал лично член Президиума Райсовета т.ПЕТРОВ. Жалоба на неправильно начавшуюся разборку склепа также сайчас же была удовлетворена. Кроме того поступила жалоба на разобранные памятники из мрамора не подлежащие разборке. Акт на это прилагаю. Других жалоб на неправильные действия не поступало. При посещении стройки 22.IV-34г. т.КИРОВЫМ. т.Киров рассматривая фасад и скульптуру обратил внимание, что перед фасадом лежат куски памятника. Сергею Мироновичу было объяснено, что этот гранит и мрамор получен от разборки Митрофаньевского кладбища.
Инженер - Святский. Допросил - Туровский."


"Начальнику СПО - тов. ГОРИНУ
Докладная записка
Установлено, что по вине ряда районных организаций Нарвского района /Райфинсекция, Жилсекция, строительство Дома Совета и др./ находящееся на территории района Митрофаньевское кладбище разгромлено. На сегодняшний день подавляющее большинство могил разорено и продолжает разоряться. Все это делается под видом "блаоустройства кладбища", т.е. удаления всякого бесхозного кладбищенского имущества с использованием последнего на различные хозяйственные нужды, главным образом на оформление Нарвского Дома Совета. Фактически же происходит повальный разбор всех надмогильных памятников, сделанных из мрамора, гранита и друг. строительных материалов. Этот разбор делается преступно и бесхозяйственно, ценные художественные памятники ломаются зачастую без всякой нужды и тут же бросаются. Несмотря на то, что перед началом этих работ Специальная комиссия с участием представителя Общества "Старый Петербург - Новый Ленинград" составила перечень всех бесхозных памятников /около 2-х тысяч/, которые можно было снести и оговорила все памятники, подлежащие охране, как имеющие историческое значение, организации производившие разбор надмогильных памятников в этим списком не считались.
В результате все могилы, имеющие историческое значение уничтожены /могилы писателей: Аполона - ГРИГОРЬЕВА, МЕЯ, Пыляева, Шеллер-Михайлова и ряда других/.
Безобразным является тот факт, что рядом с разгромленными историческими могилами, некоторые могилы титулованных обывателей сохратяются видимо по частной инициативе родственников и очавидно не без взяток лицам охраняющим кладбище.
При опросе сторожей кладбища установлено, что кладбище систематически посещает какой-то человек, производящий фото-снимки. Это лицо оказалось членом Об-ва "Старый Петербург - Новый Ленинград" - СМИРНОВ С.С. бывший штабс-ротмистр - пенсионер. СМИРНОВ типичный бывший человек. Изъятые у него фотоснимки производились возможно с антисоветской целью, т.к. иллюстрируют процесс разгрома исторических могил /см. фотографию могилы поэта Льва Мея: на первом снимке - могила в целом состоянии осенью 1933 года, потом два снимка, где надгробный памятник приготовлен к увозу и последний снимок - пустое место сместо могилы. Точно так-же серийно заснят, ценный с точки зрения архитектуры, склеп - фотоснимки 5, 6, 7 и ряд других снимков/. Все приложенные фотоснимки изображают уже уничтоженные памятники.
Всего с кладбища вывезено 100 кб.метр. мрамора, 50 кб.м. гранита и несколько сот кбм.бутовой плиты, якобы, только бесхозных памятников. Работы продолжаются.
Председатель Нарвского Райсовета т.КИРЬЯНОВ на вопрос с чьего разрешения это делается ссылается на тов.КИРОВА.
Установлено, что спекулирует именем тов.КИРОВА агент строительства Дома Совета - САВЕЛЬЕВ.
ПОМ.НАЧ.СПО: МОСЕВИЧ
10 мая 1934 года."


"Справка о разборе Митрофаньевского кладбища:
Разборка Митрофаньевского кладбища началась после опубликования постановления Лен.Совета от 21 февраля 1932 года с вывоза металлических изделий - решетки, кресты, металлические памятники, плиты и проч. Всего с кладбища вывезено несколько тысяч тонн.
Мраморные и гранитные памятники с кладбища начались впервые вывозиться в июле 1933 года Мраморно-распиловочным заводом, изготовлявшим распределительные доски для Свирьстроя.
Права на вывоз мрамора Мраморно-распиловочный завод получил от Нарвской Райфинсекции, являющейся распределителем бесхозного имущества. На вывоз мрамора Райфинсекция и завод заключили договор, к которому был приложен список бесхозных памятников.
В этих списках имеется оговорка, что снос памятников, на которые поступают заявления об их историческом значении или же собственности, производиться в каждом отдельном случае с санкции Райфинсекции и под наблюдением Треста "Похоронное дело".
В сентябре месяце 1933 г. строящийся Дом Советов Нарвского района было решено внешне штукатурить мраморной крошкой. Этот вопрос обсуждался и в Ленсовете, т.к. мраморная штукатурка значительно удорожает строительство. После положительного разрешения этого вопроса Жилсекция Нарвского района по распоряжению Председателя Совета тов.КИРЬЯНОВА и по согласованию с Райфинсекцией приступила к разработке памятников, причем официально наблюдение за этой работой было получено администрации строительства Дома Совета.
Непосредственно работами по съёме памятников на кладбище руководил агент строительства ХАПУГИН, который по заявлению работников Райфинсекции и строительства Дома Совета обязан был согласовывать со смотрителем кладбища разборку спорных памятников. Юридически-же он имел право разбирать памятники только лишь отмеченные в специально составленных списках.
Всего для строительства Дома Совета из Митрофаньевского кладбища было вывезено до 100 куб.мет. мрамора и 50-60 куб.мет. гранита. Одновременно производились и выемки бутовой плиты, которой вывезено с кладбища несколько сот куб.метров.
В октябре-ноябре 1933 года при начале отштукатуривании Дома Совета мраморной крошкой строительство осматривал тов.КИРОВ, которому были показаны образцы цветов штукатурки для окончательного установления цвета. По словам председателя Нарвского Райсовета тов.КИРЬЯНОВА, последний якобы доложил тов.КИРОВУ о том, что мраморная крошка изготовляется из бесхозных памятников, вывезенных с Митрофаниевского кладбища и что тов.КИРОВ, якобы, подтвердил правильность этого решения.
Допрошенный в РГО главный инженер строительства Дома Совета СВЯТСКИЙ П.С. показал, что при разборке памятников действительно поступила жалоба на то, что снят памятник-плита исторического значения точно он не помнит поэта или писателя.
Им сразу же было дано указание установить плиту на место.
Проверку исполнения этого приказания проводил член Президиума Райсовета ПЕТРОВ,
Кроме того на строительство поступила жалоба о разборе ряда памятников неподлежащих сносу.
Допрошенный инспектор Госфондов Райфинотдела КОРОВИН показал, что явившийся к нему для переговоров об изъятии памятников с кладбища агент строительства Дома Совета САВЕЛЬЕВ заявил ему: "по распоряжению тов.КИРОВА на постройку Дома Совета можно брать весь бесхоз - памятник, мрамор и т.д.".
Начальник Нарвского РГО Туровский .. мая 1934 года."

 

"Вода живая", 11 апреля 2014г.: Приходу храма святителя Митрофана Воронежского переданы документы по истории Митрофаниевского кладбища.

Князь-Владимирский собор, 11 апреля 2014г.: Переданы архивные документы о разрушении надгробий Митрофаниевского кладбища.

Храм святителя Митрофана Воронежского, 11 апреля 2014г.: Передача архивных документов.

 

ТВ100, 11 апреля 2014г., Здание Кировского райсовета изготовлено из перемолотых могильных плит с Митрофаньевского кладбища: